4 мар. 2011 г.

Немного мыслей про Авторство и Соавторство



На форуме неоднократно мелькала тема про Авторские интерьеры. Никто эту тему не подхватывал, ну и к лучшему, наверное. Зато теперь можно писать про это уникальные контенты… 


Итак, Авторские интерьеры. Их, понятно, создают Авторы – дизайнеры с именем или без оного, но мнящие себя таковыми. Ну, те, которые выучили десяток-другой хитрых терминов и узнавшие некоторое количество брендов, что позволяет им смотреть свысока на заказчика и прочих смертных, не причастных к этим тайнам ремесла.



Они создают и обустраивают пространство в соответствии со своими вкусами, лишь отталкиваясь от пожеланий заказчика.


В итоге получается интерьер, где ясно видна личность Автора-дизайнера, это его автопортрет в заданной стилистике, его виденье вашего интерьера, его самореализация за ваши деньги.



Такой подход еще понятен, когда Автор – признанная звезда дизайна, когда заказчики обращаются именно за его авторским стилем, который им близок по духу или нужен для поддержания своего статуса. Ибо иметь интерьер от Звезды – престижно, знаково и важно при определенных обстоятельствах и заказчик готов терпеть некоторые нестыковки со своим виденьем в силу приведенных выше причин.



Но такой подход совершенно недопустим, когда заказчик вовсе не хочет жить в интерьере от дизайнера NN, а хочет иметь свой собственный дом, где все нравится именно ему, а не только вышеупомянутому дизайнеру.



Тем не менее, просторы российского ремонтного пространства просто кишат такими дизайнерами. Порой складывается впечатление, что их, вообще – большинство.



У меня есть масса примеров из первых, что называется, рук, когда заказчики рассказывали, что буквально кричали дизайнеру, что не хотят камня в доме, но дизайнер категорически настаивал на этом, уверяя, что камень вписывается в его концепцию.



На резонное замечание заказчика, что тот не любит камень и камня в его интерьере не будет, дизайнер парировал, что - будет. И заказчик его полюбит, куда он денется…



Такой подход идет от неуважения к личности заказчика, к его желаниям и предпочтениям. Именно такой подход и приводит к тому, что заказчики, имевшие печальный опыт общения с такими дизайнерами, приходят к мнению, что все дизайнеры таковы – авторитарные, снобистские, необязательные и даже нечистые на руку люди.



Надо признать, что делать такие интерьеры вовсе несложно. Достаточно прислушаться к себе, любимому, и сделать так, как считаешь нужным, задавив сопротивление заказчика вышеупомянутыми терминами и названиями брендов…



Но существует и другой подход к созданию интерьера. Я его называю Соавторским.



Это результат совместной работы дизайнера и заказчика, когда во главу всего ставится личность именно заказчика, его стремления и пожелания, его мечты и его возможности.



Такой путь гораздо сложнее первого и требует от дизайнера немалого опыта и психологической тонкости.



Суть такой работы в реализации некоего смутного образа, который заказчик имеет у себя в голове и почти никогда не может внятно выразить словами. 



На самом деле, это Мыслеобраз Дома уже существует, ведь заказчик обычно серьезно относится к этому вопросу, думает, мечтает, представляет себе свой будущий интерьер... 



И обращается к дизайнеру именно за тем, чтобы он воплотил этот Мыслеобраз в жизнь.



Ведь из вещественно-материального мира для человека нет ничего важнее Дома – своей среды обитания.


Нужно быть одновременно и хорошим психологом, чтобы понять,чего же на самом деле хочет заказчик, и расчетливым проектировщиком, прочно стоящим на земле, чтобы реализовать эти желания. 


Личность заказчика при этом – главное в создании этого пространства, а в результате получается портрет заказчика, написанный дизайнером в своей манере.


Самое время уточнить еще один момент.


Соавторский подход часто обвиняют в «прогибании под заказчика», в «потакании безвкусицы» и в прочих неприятных вещах.



Хочу заметить, что профессионализм дизайнера как раз и заключается в том, чтобы создать гармоничный интерьер безупречного вкуса, но соответствующий пожеланиям заказчика.
Blog Widget by LinkWithin

24 комментария:

  1. Всё правильно. У нас на ковочном производстве точно так и происходит. Просто по-другому не выйдет. Коллектив всегда кушать хочет. Я про соавторство конечно.
    К сожалению не всегда получается гармонично, но указивкам заказчика соответствует.

    ОтветитьУдалить
  2. А порой получается, что заказчику нравится одно, нравится другое, а в картину общую не может сложить, иногда не хватает идей и конечно же знаний, которые помогают съэкономить деньги или же многие вообще не понимают, что такое эргономия пространства. Вот и получается "сами с усами" диван купили (понравился), а в квартире не то чтобы уютно стало, а наоборот.... Дизайнер же просчитает, потому как он не только эстет, но и хороший математик и психолог в одном лице. Завяжет всё в одну картину, от цвета и формы дивана, до.. сколько места займёт и точный размер его высчитает и ещё и подскажет, где его можно купить, чтобы не носится сломя голову по городу, а ехать в определенное место с определённой целью.

    ОтветитьУдалить
  3. Интерьер……Среда обитания…….Авторские интерьеры…Соавторские…Мыслеобраз…..!!!
    А кто он дизайнер интерьеров? Архитектор, декоратор, технолог, продавец мебели, сантехники,
    других отделочных материалов, портной пошивающий шторы, и пр.пр.пр.!!! Кроме вкуса и амбиций во всём нужны профессиональные знания, которые не даются по вершкам, это долгий и упорный труд, опыт помноженный на то, что бог дал! А если не дал но хочется…ведь с первого взгляда ничего вроде умного и не надо…тем более программного обеспечения достаточно, библиотек для создания интерьеров тоже немало…и видимо отсюда эта крылатая фраза «А Я так вижу..»
    Если говорить о дизайне интерьеров..хочется провести аналогию ну например с театром, или с оркестром… Возможно очень даже креативно будет звучать Мурка.. положенная на Третью симфонию Рахманинова…ну заказчик так захотел…или Гамлет сыгранный в декорациях для японского традиционного театра кабуки. Ну теоретически как бы и возможно!!!
    И вполне возможно именно этого заказчик и хотел….

    ОтветитьУдалить
  4. "И вполне возможно именно этого заказчик и хотел…."
    Не совсем понятно из твоего комментария, так Гамлет в японском стиле - это соавторский дизайн? Или роль дизайнера в просветительстве и грамотной корректировке желаний заказчика?

    ОтветитьУдалить
  5. Вообще-то я не разу еще не встречала заказчика. которому нравилось бы что-то одно. Всегда есть варианты понравившихся эскизов, расстановки, расцветки и прочее. Как это называется в биологии - норма реакции. Вот тут и требуется профессионализм дизайнера.

    Его знания, его психологичность и культурный уровень...

    ОтветитьУдалить
  6. Так, кто он дизайнер интерьеров? Психолог, драматург, композитор, художник, корректировщик хотелок заказчика??? А если заказчика нет....есть общественный интерьер , ресторан, магазин, библиотека, присутственное место или офис! Тогда как?

    ОтветитьУдалить
  7. Он один во всех этих эпостасях сразу. А если заказчика нет, то дизайнеру повезло и он может проявить себя. Но, к сожалению, в таких случаях бюджет рубит крылья похлеще любого заказчика.

    ОтветитьУдалить
  8. Алексей,если проводить такие аналогии, то, по-моему, дизайнер - это дирижер... :)

    А у любого общественного интерьера есть заказчик. И у него есть свое видение будущего интерьера.

    Я не делала проектов библиотек, но вот офисов в моей практике предостаточно. И там точно такая же история, ну, может быть, в облегченном варианте.

    ОтветитьУдалить
  9. Он один во всех этих эпостасях сразу.

    То-есть и швец и жнец и на дуде игрец! И всё это для утехи ЗАКАЗЧИКА?
    по-моему, дизайнер - это дирижер... :)

    Скорее композитор!

    ОтветитьУдалить
  10. Ну, раз завязался такой диспут, давайте попробуем разложить по-косточкам.
    Психологом дизайнер быть просто обязан на всех этапах своей работы с заказчиком.
    Драматургом он становится, когда работает над проектом. И это самое "вкусное", пожалуй. Тут он и композитор, и художник, и корректировщик хотелок заказчика. Чтобы драматургия удалась без совмещения смежных профессий не обойтись.
    А дирижером он становится, когда воплощает свой проект в жизнь, то есть, во время авторского надзора.
    Так я думаю. А вы?

    ОтветитьУдалить
  11. Нина, по-моему, ты как нельзя лучше все разложила по полочкам... впрочем, как всегда.

    ОтветитьУдалить
  12. Нина!!! Я так не думаю...Быть профессионалом сразу в нескольких профессиях нереально!

    ОтветитьУдалить
  13. Ну, если дизайнер - композитор, тогда он просто написал симфонию со своими указаниями к исполнению и все.

    А дальше ее играют кто во что горазд. И вполне возможна на выходе Мурка. Потому что дирижер ТАК слышит... :)

    ОтветитьУдалить
  14. А я думаю, что именно в этом и заключается профессионализм дизайнера интерьера.
    А если он в какой отрасли не слишком силен, то всегда обратиться за помощью к узким специалистам.
    Ты, Алексей, прав конечно тоже. На то они и узкие специалисты, что досконально разбираются в своих узких областях. Но... Что тогда по-твоему узкая специализация "дизайнер интерьера"?
    На мой взгляд - это как раз "широкая" специальность.

    ОтветитьУдалить
  15. Это я писала в ответ Алексею.

    ОтветитьУдалить
  16. Дирижер-это заказчик..и от взмаха его золотой палочки начинаются игрища под общим названием стройка.... Но дирижер как правило исполняет чьё-то творение! И от его готовности исполнить заложенную мысль, раскрыть образ во многом зависит , что будет исполнено...а о соавторстве композиторов с дирижерами я , что-то не слышал!

    ОтветитьУдалить
  17. Эка ты загнул! Ну тогда, вероятно, сравнение с дирижером и композитором выбрано не совсем верно...

    ОтветитьУдалить
  18. Не не загнул...на самом деле это чисто Российская действительность когда дизайнер должен владеть пусть и не углублённо но несколькими специальностями! И из-за этого крайне сложно оставаться творческим человеком! Насчет сравнения давайте попробуем определиться...может получится...?

    ОтветитьУдалить
  19. Я думаю, что это типично русский вариант, когда сам автор-композитор еще и дирижер оркестра... на все руки, короче, мастер... :)

    ОтветитьУдалить
  20. Ну конечно, это особенности национального дизайна. А мы о каком говорим?

    ОтветитьУдалить
  21. Ну в общем театр одного актёра....на балконе Заказчик с приближенными, на первых рядах поставщики, с прорабами...на галерке джамшуты....
    пьеса "Особенности национального Дизайна"

    ОтветитьУдалить
  22. На белую сцену с декорациями из кривых серых стен,выходит главное и единственное, действующее лицо....ДИЗАЙНЕР!

    ОтветитьУдалить
  23. Кланяется балкону,с уважением смотрит на прорабов, снисходительно-заискивающе на поставщиков..и мельком на джамшутов!

    ОтветитьУдалить